ZOOM: история успеха

ZOOM: история успеха

До марта 2020 года в СНГ мало кто вообще слышал о сервисе видеоконференций с названием ZOOM. Зато теперь о нем знают все. Знают и о том, что у сервиса огромные проблемы с безопасностью личных данных. Знают — но продолжают пользоваться. Почему так?

Конечно, ZOOM оказался, что называется, в нужное время в нужном месте. Эпидемия коронавируса заставила миллионы людей работать из дома и всем им срочно понадобился инструмент для совещаний, максимально похожих на офисные. А потом они привыкли к ZOOM. И даже сообщения о постоянном нарушении приватности уже не пугают.

Но почему любимым сервисом стал именно ZOOM? Не Skype, не Hangouts, не GoToMeeting или десяток других подобных решений? Чтобы понять это, давайте попробуем отправиться в прошлое и посмотреть, с чего все начиналось.

История в цифрах

История ZOOM выглядит, как диснеевский мультфильм, в котором более-менее внятно показали завязку, потом на быстрой скорости прокрутили все содержание и снова задержались, чтобы показать хэппи-энд. Это мы к тому, что в ней очень много белых пятен. Но только до момента IPO, который стал для компании по-настоящему переломным.

В 2011 году Эрик Юань, ведущий инженер подразделения WebEx в компании Cisco (подразделение занималось созданием платформы для вебинаров и видеоконференций), уволился с работы и решил создать собственный бизнес. ZOOM появился всего через два года разработки. Название намекает, что Эрик сделал ставку на «поколение Z», но это всего лишь предположение.

Проект понемногу развивался, обрастал новыми инвесторами, но по-настоящему прогремел в ходе IPO в апреле 2019 года. История тогда произошла просто сказочная. Дело в том, что первоначальная стоимость акций ZOOM, рассчитанная исходя из результатов предыдущих инвестиционных раундов, предполагалась в диапазоне $28-32. Но уже при подготовке к старту торгов стали поговаривать о цене в $32-35. За день до торгов объявили официальную цену размещения: $36 за акцию.

В первый же день торгов стоимость акций ZOOM взлетела на 85%. Закрыли день при отметке $62 за акцию, при этом капитализация компании выросла с $9,2 млрд до $15,9 млрд. А уже на третий день торгов Zoom обогнал Lyft, став самым высоко оцененным на бирже разработчиком ПО с начала года.

49-летний Эрик Юань, которому принадлежит 20% акций ZOOM, в одночасье стал миллиардером.

Что не так?

Первая проблема ZOOM вскрылась еще в 2018 году, когда была обнаружена уязвимость, позволявшая неавторизованным пользователям внедряться в конференции и подделывать сообщения участников собрания, а также удалять пользователей из беседы.

Весной 2019 года специалисты по безопасности обнаружили в приложении ZOOM для MacOS еще одну “дыру”, которая позволяла вредоносным сайтам насильно добавлять пользователей в конференцию и активировать их веб-камеру. Эта проблема затронула даже тех пользователей, который удалили ZOOM со своего “Макинтоша”, что вынудило Apple выпустить патч безопасности. ZOOM в свою очередь изменил способ предоставления разрешений для подключения к конференциям.

Впрочем, на позиции ZOOM все это не повлияло. В начале марта 2020 года прирост новых клиентов составил 61%, а выручка компании выросла на 88% по сравнению с 2019 годом. К концу марта 2020 года ZOOM даже обогнал TikTok по количеству скачиваний в AppStore.

Крупнейшая утечка данных: причины и последствия

А затем случился громкий скандал с утечкой пользовательских данных. Тот неловкий момент, когда популярность совсем не играет на руку: 4 апреля 2020 года СМИ сообщили, что тысячи личных видео из ZOOM были выложены в Сеть для открытого просмотра и обвинили компанию в безалаберном отношении к конфиденциальности пользователей. Спору нет, ведь в эпоху самоизоляции многие люди перенесли в формат видеозвонков даже очень личные… назовем это «взаимодействия».

Среди обнародованных видеороликов обнаружили сеансы психотерапии, телемедицинские звонки с контактными данными пациентов, бизнес-встречи, в которых фигурировала финансовая отчетность компаний. Ну и записи интимного характера, разумеется. Понятное дело, что вместе с этими материалами были раскрыты лица людей и их голоса. Согласитесь, история не из приятных.

Видео ZOOM не записываются по умолчанию, но организаторы вызовов могут записать их и сохранить на серверах Zoom или своих компьютерах без согласия участников, хотя участники получают уведомление, когда хост начинает запись. В этом многие пользователи ZOOM видят главную проблему сервиса, хотя то же самое можно сделать в любом приложении, просто используя видеозахват экрана.

Тысячи видео в открытой сети мгновенно привлекли к сервису внимание, и это неудивительно, ведь к тому моменту ZOOM использовался фактически во всех сферах. Комментируя ситуацию представители ZOOM сказали, что сервис “предоставляет хостам безопасный и надежный способ хранения записей, а также инструкции о том, как пользователи могут повысить безопасность своих вызовов. Если организаторы собраний решат выложить запись в общий доступ — мы настоятельно призываем их быть бдительными и предельно осторожными, а также проявлять прозрачность по отношению к участникам беседы, уведомляя их о публикации видео в общий доступ”. То есть, просто открестились, что сервис ни при чем и пользователи виноваты сами.

Однако позже Эрик Юань принес извинения за то, что ZOOM «не соответствует ожиданиям пользователей в отношении конфиденциальности и безопасности», и заявил, что компания перенаправит своих инженеров на устранение недостатков. Также Эрик опубликовал в своем блоге запись о том, что сервис ZOOM используется гораздо шире, чем он предполагал, когда основал компанию в 2011 году. «Мы не разрабатывали продукт с предвидением, что в течение нескольких недель каждый человек в мире вдруг начнет работать, учиться и общаться дома», — написал Эрик в качестве оправдания. По его словам, новые пользователи видеосервиса начали использовать ZOOM «неожиданными способами, которые поставили перед компанией проблемы, с которыми никто не ожидал столкнуться при создании платформы».

Честно говоря, очень странно, что разработчики приложения действительно не подумали заранее о том, что люди начнут сливать видеозаписи и просто записи разговоров в Интернет.

Специалисты по безопасности бьют тревогу

Многие пользователи ZOOM после этого случая заявили, что сервис видеоконференций может лучше предупредить людей о необходимости защитить свои видео. А эксперты по безопасности предложили ZOOM внедрить новый алгоритм присвоения имен к видеозаписям, чтобы их было труднее найти в поисковых системах (дело в том, что некоторые поисковые системы осуществляют поиск по открытым облачным хранилищам). Оказывается, при разработке своего сервиса инженеры ZOOM пренебрегли некоторыми общими функциями безопасности других программ видеочата, в том числе и требованием, чтобы при сохранении видеозаписи использовались уникальные имена файлов.

По мере того, как миллионы людей выбирают ZOOM, эксперты по безопасности отмечают, что проблемы с программным обеспечением и конфиденциальностью, которые их волнуют, могут подвергнуть опасности не только их личную жизнь и работу, но и их компьютеры. В частности, специалисты высказали предположение, что бреши системе безопасности ZOOM могут позволить незнакомцам украсть информацию о входе в систему, просмотреть сообщения и взять под контроль камеры и микрофоны пользователей.

Почему ZOOM, а не Skype?

Несмотря на явные проблемы с безопасностью, люди все равно продолжают делать выбор в пользу ZOOM, а не сторонних сервисов конкурентов. Почему так происходит? Пользователи сервиса рассказывают, что основная причина, по которой они любят ZOOM, кроется в том, что максимальная задержка во время разговора не превышает 150 мс. Руководство самого ZOOM отмечает, что людям нравится их приложение “просто потому, что это работает: никому не приходится лишний раз убеждаться, что все пользователи, подключившиеся к собранию, могут хорошо слышать каждого оратора”. Кроме того, приложение эффективно функционирует на мобильном телефоне и позволяет удобно производить демонстрацию экрана для всех участников беседы.

Вы скажете, что даже Skype умеет делать то же самое безо всяких танцев с бубном, и будете совершенно правы. А значит, одной лишь функциональности недостаточно для того, чтобы быть лидером рынка. Именно поэтому мы начали разговор с низкой задержки, которая не позволяет допускать рассинхрона между видео и звуком. ZOOM постоянно сравнивается скептиками с такими сервисами, как Skype и Hangouts (последний не популярен в России), которые предлагают аналогичные наборы инструментов для совершения видеосессий и общения, но в подавляющем большинстве люди все равно выбирают ZOOM. Потому что он быстрее и проще. А еще — потому что они много о нем слышали. Хорошего или плохого — уже неважно: главное, что сервис «на слуху».

В конечном итоге, в нашем огромном мире ZOOM стал эдаким “золотым стандартом”. Рич Костелло, аналитик компании IDC, отмечает: “У создателей ZOOM есть отличный продукт и шикарные маркетологи, которые идеально справляются с продвижением продукта на рынке. Сейчас многие из конкурентов ZOOM пытаются понять, что же конкретно сделал рекламный отдел компании, чтобы добиться столь широкого успеха программы.” Но дело явно не в одних только маркетологах. Скорее дело в том, что Эрик Юань, став миллиардером, не перестал заниматься своим сервисом. И до сих пор проводит все переговоры только в ZOOM. Он даже отказывается ездить на личные встречи. Если партнеры настаивают — предлагает сначала поговорить по ZOOM. И этого всегда оказывается достаточно!

ZOOM, коронавирус и планы на будущее

В феврале 2020 года компания достигла более 200 миллионов ежедневных пользователей по сравнению с 10 миллионами в декабре 2019 года, и амбиции руководителей ZOOM только растут. У них родилась мысль, что можно сделать нечто большее, чем просто сервис видеоконференций, ведь ZOOM может изменить способ развития бизнеса в будущем. Эпидемия стала отличным полем для тест-драйва.

Сейчас разработчики ZOOM запускают новые коммуникационные инструменты для замены стационарных офисных телефонов и мессенджеров, новые функции искусственного интеллекта, разработанные для повышения эффективности совещаний, а еще разрабатывают способы использования передовых технологий, позволяющих сотрудникам чувствовать себя ближе друг к другу. В данном случае речь идет об обкатке VR-возможностей, которые вполне могут появиться в ZOOM’е. Иначе говоря, пока другие компании хотят переосмыслить офис, как непосредственно рабочее место, специалисты из ZOOM хотят переосмыслить офис как место вообще.

“Мы хотим быть коммуникационной компанией номер один”, — рассказывают представители ZOOM. Под этим подразумевается превращение сервиса видеоконференций в мощную платформу для текстовых чатов, интеграцию с календарными приложениями, телефонными контактами, трекерами продаж, образовательными платформами и многое другое. Кажется, на выходе мы получим продвинутую версию китайского WeChat для европейцев. Глобальный план ZOOM начинается с видео, а заканчивается всеобъемлющим инструментом коммуникации для всей рабочей силы. “Но…, конечно же, нет никакой гарантии, что успех ZOOM в видеосреде переместится в другое место”, — отмечает Рич Костелло из IDC.

С точки зрения продукта задача ZOOM будет заключаться в том, чтобы предлагать гораздо больше опций и возможностей, не теряя при этом простоты работы, которую любят пользователи. Успешные приложения, как правило, всегда пытаются добавить больше функций, но люди не всегда в восторге от усложнения. Эрик Юань знает это не понаслышке, поэтому ZOOM будет предлагать лишь возможность активации новых опций, не заставляя пользователей пробовать новые возможности принудительно. “Если вы подключите какую-то опцию осознанно, то будете понимать, как ее использовать, — рассказывает Юань, — Однако самый важный способ сделать пользователей счастливыми — просто убедиться, что видео продолжает работать”.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d121d8bac97b000b074c103/zoom-istoriia-uspeha-5f06f6a2460bb763b46f55c7?fbclid=IwAR1CUcHCEfNbh-8AzZV-AiAM1z_86EeguPD8tFJ-DSqv6aDMZL3_vNxVFek

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *